X5 Retail Group продаст сеть «Перекресток Экспресс»

0
28

Хватит трех форматов

X5 Retail Group решила сосредоточиться на трех основных форматах — «универсамах у дома» «Пятерочка», супермаркетах «Перекресток» и гипермаркетах «Карусель». Cеть «Перекресток Экспресс», расположенная в Москве и состоящая из магазинов малой площади, будет выставлена на продажу, объявила компания. Для подготовки сделки Х5 Retail Group выбрала банк «Ренессанс Капитал».

«Мы решили сфокусировать все внимание на развитии ценностных предложений «Пятерочки», «Перекрестка» и «Карусели», в частности, в Москве», — сообщила компания. Формат «экспресс» имеет определенный потенциал на российском рынке, но он слишком узок, поясняет главный исполнительный директор X5 Retail Group Игорь Шехтерман.

«Перекресток Экспресс» — небольшие магазины на центральных улицах Москвы с ограниченным ассортиментом и отделом готовой кухни. За последние полгода были закрыты 24 таких магазина, на конец сентября их оставалось 170.

Стоимость всей сети «Перекресток Экспресс» может составлять около 3 млрд руб., оценивает гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров. Бренд сети Х5 Retail Group сохранит за собой.

«Экспресс» не тянет

«Перекресток Экспресс» — самый слабый формат в структуре Х5 Retail Group: по итогам девяти месяцев 2017 года его выручка сократилась на 11,1%, до 7,3 млрд руб. Для сравнения: за тот же период продажи «Пятерочки» возросли на 30,3%, до 724,4 млрд руб., «Перекрестка» — на 19,4%, до 132,3 млрд руб., «Карусели» — на 7,2%, до 63,3 млрд руб.

«Перекресток Экспресс» также оказался единственным форматом ретейлера, который показал снижение среднего чека за девять месяцев 2017 года — до 275,6 руб. против 281,1 руб. за аналогичный период прошлого года.

Рентабельность по EBITDA у «Перекрестков Экспресс» в разы ниже, чем у других форматов ретейлера: 2,1 против 5,8% у «Карусели», 7% у «Перекрестка» и 9,1% у «Пятерочки» по итогам первого полугодия (за девять месяцев эти данные не раскрываются).

Сеть была запущена в 2007 году как совместный проект с группой частных инвесторов, имена которых не раскрывались. Первоначально доля X5 в проекте составляла только 40%, но у группы был опцион на ее увеличение. В 2010 году Х5 Retail Group получила операционный контроль над сетью, заплатив за очередные 20% $6 млн. Через год компания стала единственным владельцем сети.

«Перекресток Экспресс» был первым форматом Х5 Retail Group, к распространению которого группа стала привлекать франчайзи. С 2012 года группа изменила принцип работы с партнерами на «обратный франчайзинг» — по условиям контракта сеть участвует во всех этапах открытия и эксплуатации магазинов, а партнер только управляет ими. При такой схеме франчайзи не платит первоначальный взнос и роялти, но его доход ограничивается определенным процентом от валовой маржи магазина.

Для повышения эффективности формата Х5 Retail Group пыталась экспериментировать с магазинами «Перекресток Экспресс»: в начале этого года несколько магазинов сети были переведены под бренд «Еда».

Сбросить лишнее

«Перекресток Экспресс» нельзя назвать проблемным форматом Х5 Retail Group, он просто не отвечает требованиям группы по перспективам роста, считает аналитик «Уралсиба» Константин Белов. По его мнению, этот сегмент скорее подходит более мелким и нишевым ретейлерам, таким как «Магнолия» или «Азбука Вкуса». «Всю сеть необязательно купит один заметный игрок. Не исключено, что магазины будут распроданы частями небольшим ретейлерам», — предполагает он.

«Азбуку Вкуса», как сообщил ее представитель Андрей Голубков, могут заинтересовать некоторые магазины «Перекресток Экспресс», но не более 20 объектов в Москве — эти точки подходят по формат АВ Daily. Представитель «ВкусВилл» заявил, что покупка магазинов «Перекресток Экспресс» не интересна компании.

На Западе формат «магазинов у дома», в котором работал «Перекресток Экспресс», распространен больше, чем в России, у каждого крупного игрока есть сеть в этом сегменте, отмечает партнер Deloitte Егор Метелкин. По его мнению, в России у «Перекрестка Экспресс» нет прямых конкурентов, даже АВ Daily, «Магнолия» или «ВкусВилл» ориентированы на другой ассортимент и другого покупателя. Формат «Экспрессов» имеет потенциал благодаря общемировой тенденции к покупке готовой еды в магазинах, считает младший директор отдела корпораций Fitch Rating Анна Жданова.

Ранее в начале октября стало известно о продаже X5 Retail Group гипермаркетов «Карусель» по схеме sale and leaseback (продажа недвижимости с ​последующим заключением долгосрочного договора аренды с новым владельцем). Стоимость площадей гипермаркетов X5 Retail Group, по оценке «INFOLine-Аналитики», составляет около 20 млрд руб.

Работа, которую сейчас ведет Х5 Retail Group,​ — это нормальная оптимизация процессов для компании, которая всегда б​оролась за быстрый рост и максимальную эффективность, считает Метелкин. И продажа сети, и обратный лизинг площадей «Карусели» — это оптимизация работы группы, а не попытка привлечь дополнительные средства, ​долговая нагрузка X5 находится на приемлемом уровне, соглашается Белов из «Уралсиба». Соотношение чистый долг/EBITDA компании по итогам первого полугодия 2017 года — 1,8 (годом ранее было 2,34), 72,8% обязательств — долгосрочные.

Автор:
Анастасия Демидова.

Источник

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

Комментарии